Н.А. Легостаева, Л.М. Артищева

Томский государственный педагогический университет

Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) -  это открытые образовательные модульные системы (ОМС).  Основным принципом организации данных в ОМС является разделение совокупного контента по предмету на модули, соответствующие тематическим элементам и компонентам учебного процесса.  При этом каждый модуль может иметь аналог (вариатив), отличающийся элементами содержания, методикой, технологией исполнения.

Каждому  тематическому элементу соответствует три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): И-тип – информационный модуль; П-тип – практический модуль; К-тип - контрольный модуль.

Основные задачи ЭОР НП:

  • помощь учителю при подготовке к уроку;
  • помощь учителю при проведении уроков;
  • помощь учащимся для подготовки домашних заданий и самостоятельного обучения.

Эффективность использования ЭОР НП в учебном процессе обеспечивается за счет следующих возможностей:

  • мультимедийность; 
  • моделирование;
  • интерактивность.

Электронный учебный модуль (ЭУМ) является автономным, содержательным и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Информационный объем ЭУМ – порядка 10 Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных компьютерных глобальных сетей. 

Совокупность ЭУМ размещается на сервере глобальной компьютерной сети. Интернет доступ к хранилищу и доставка ЭУМ по сети осуществляется в режиме on-line. Доставленный модуль размещается в локальном хранилище на компьютере пользователя для дальнейшего использования. Операция по доставке компонента ЭУМ, организация и ведение локального хранилища осуществляется с помощью программного инструмента – персонального органайзера пользователя.

Для воспроизведения модулей используется специализированный ОМС Плеер, который в отличие от браузера может воспроизводить все известные на сегодня мультимедиа компоненты, а также работать совместно с плеерами других производителей. 

Плеер и органайзер составляют клиентское программное обеспечение. Пользователь ЭОР НП предварительно устанавливает его на своем компьютере, запросив инсталляционный пакет, как и учебные модули, по сети. 

Преимущества ЭОР НП:

1. Программа-реализатор для всех модулей одна, она перекачивается один раз в начале изучения предмета, и храниться на компьютере пользователя, там же накапливаются ранее полученные контентные модули, в совокупности, представляющие ЭОР по предмету. 

2. Полное использование новых педагогических инструментов (интерактивность, мультимедиа, моделинг) сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях, в том числе и узкополосных, поскольку объем ЭУМ составляет от 1 до 7 Мбайт

3. Вариативность модулей позволяет педагогам создавать авторские учебные курсы, а учащимся реализовывать индивидуальные образовательные траектории

4. Поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, ОМС является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных и технических внешних условий. В систему легко включается новая тема, новые педагогические методики  и т.д.

Направления использования ЭОР НП в учебном процессе:

  • в условиях классно-урочной системы;
  • в условиях реализации инновационных педагогических технологий;
  • в условиях перехода к новым нетрадиционным моделям обучения.

ЭОР НП имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и ученика в условиях классно-урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом следует учитывать,  что такие их характеристики как мультимедийность и интерактивность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и деятельность учащегося. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР НП для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

В тоже время использование ЭОР НП влияет и на процесс реализации и распространения инновационных педагогических технологий, с одной стороны, повышая эффективность их применения в условиях классно-урочной системы, с другой стороны, инициируя появление новых форм, методов и технологий

Основные этапы урока с использованием ЭОР НП:

  • актуализация знаний и умений;
  • введение новой информации;
  • первичное закрепление материала;
  • применение полученных знаний в стандартных и новых условиях;
  • диагностика процесса усвоения учебного материала.

Была разработана серия уроков по информатике с использованием ЭОР НП. Ниже приведены два из них.

Тема урока: " Перевод чисел из одной системы счисления в другую "

Цель урока: сформировать у учащихся навыки и умения переводить числа из одной системы в другую. 

Программно-аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, ЦОР НП, ОМС-плеер.

Ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР НП

Форма предъявления информации

Гиперссылка, ссылка на ресурс

1

Организация начала занятия

 

 

 

2

Актуализация знаний

Развернутая форма записи числа (N 128629)

 

Презентация

 

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf

3

Изучение нового материала

Перевод десятичных чисел в другие системы счисления (N 128625)

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf

3

Изучение нового материала

Перевод недесятичных чисел в десятичную систему счисления (N 128615)

Презентация

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1a264912-eca9-4b45-8d77-c3655b199113/9_110.swf

4

Закрепление нового материала(тест)

Тренировочный тест N3 (N 119342)

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/19d0fb95-871d-4063-961d-e7dc5725e555/9_121.swf

5

Д/З

 

 

 

Тема урока: "Табличный процессор MS Excel"

Цель урока: Знакомство учащихся с назначением, структурой и основными приемами работы с табличным процессором MS Excel.

Программно-аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, ЦОР НП, ОМС-плеер.

Ход урока:

Этап урока

Название используемых ЭОР НП

Форма предъявления информации

Гиперссылка, ссылка на ресурс

1

Организация начала занятия

 

 

 

2

Актуализация знаний

 

 

 

3

Изучение нового материала

Назначение и возможности электронных таблиц (N 119365)

 

Презентация

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/348ca965-b75a-40bd-b7ce-0edfa982d056/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&&class=51&subject=19

3

Изучение нового материала

Интерфейс MS Excel (N 119441)

Интерактивное задание

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb3a7248-c561-48c3-af51-4637b8d54356/9_126.swf

4

Первичное осмысление и закрепление материала

Структура электронной таблицы (N 119354)

Интерактив для самостоятельной работы учащихся

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/70abd155-0275-4c56-b0c9-0d7ea20078e8/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&&class=51&subject=19

4

Первичное осмысление и закрепление материала

Перемещение по таблице MS Excel (N 119296)

Интерактив для самостоятельной работы учащихся

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0b92dde6-88b6-4f31-8008-7f4ac6eb56da/9_127.swf

5

Практическая работа

Практическое задание N 14 (N 119409)

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c71d79c5-5e5d-410c-ba2f-982f34c4093a/?from=a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66&&class=51&subject=19

6

Д/З

 

 

 

 

Новости образования

Новости федерального образовательного портала www.edu.ru