ЕГЭ против ФГОС. Как быть учителю?

Поташник Марк Максимович , действительный член (академик) Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор

Какие только идеи не вбрасывались в российскую систему образования «сверху» за последние 15 лет: «Управление качеством», «Компьютеризация…», «Приоритетный нацпроект», «Комплексный проект модернизации», «Наша новая школа» и пр., и пр. Не будем говорить об их ценности (она разная). Объединяет их то, что все они насаждались без обсуждения с учительским сообществом. В результате, мы имеем девятый вал псевдореформ и невежественную образовательную политику, критику ЕГЭ и недовольство ФГОС. Попробуем разобраться, кто виноват и что делать?

 

Девятый вал псевдореформ: невежественная образовательная политика

Никто и никогда не рассматривал  проекты, спускаемые «сверху», как предмет исследования, никто не анализировал их результаты; все сводилось только к количеству денег, выделенных на реализацию и только некоторых из них. Поскольку никто не сравнивал количество выделенных средств с реальной потребностью, то и говорить об эффективности насаждаемых проектов невозможно. Как справедливо утверждают научные коллективы (обратим внимание) исследователей (А.А. Остапенко, Т.А. Хагуров, А.И. Субетто), а не частные мнения чиновников: «Опросы населения, педагогической общественности нашей страны последних 5-7 лет свидетельствует о росте критичного настроя в отношении новаций, которые введены в практику на законодательной основе»¹.

Уже десятилетия школы не выходят из многочисленных экспериментов. Все они направлены,     конечно    же,     на    «улучшение    результатов воспитания,    развития, образования» российских детей. Но какие преимущества дал тот или иной эксперимент, что получилось из задуманного, а что не вышло и почему – об этом нет никаких данных.

Продолжение http://direktor.ru/article.htm?id=135